Как развернуть и полюбить жизнь

Человек посмотрел на историю своей семьи, оценил свое место в этой системе. Понял, что пришла пора принимать самостоятельные решения. Сделал этот выбор и удержался от дальнейшего стресса. Повел себя по-другому, сохраняя систему. Значит ли это, что он прервал семейную традицию? Ведь его дети считывают другое поведение, отрефлексированное, а не продиктованное напрямую прежней семьей.

Понять влияние одного на весь род

Выдающийся американский психиатр, психолог и психоаналитик, один из патриархов системной семейной психотерапии Мюррей Боуэн

говорит об индексе независимого от своего рода поведения. Насколько человек может совершать поступки, руководствуясь самостоятельным выбором. Считается, что устойчивый индекс независимости больше 60%. При 50% в условиях стресса, тревоги и паники персонаж быстро сваливается в зависимость.100% нет ни у кого. Может быть, Иисус Христос и великие пророки обладали этим свойством самостоятельной дороги.

Семья — сильная система, потому что быть своим настолько для нас значимо. Вся история жизни построена на том, что в любом обществе чужой погибает. Вытолкнутый погибает. Пока ты член и свой, у тебя есть надежда, что помогут.

Если кто-то повышает индекс независимости, тогда он находит себе партнера с более высоким уровнем. Ищет супруга со сходным индексом, иначе не уживется. Невозможно будет признавать зависимость от чужой семьи.

Дети независимость повысят. Есть шанс движения вверх. Но расширенный род здесь лукавит. В тот момент где-то уровень понижается. Кто-то из особей еще больше сливается со своей фамилией, и у нее маленький индекс. Общий показатель остается неизменным. Так ли это, об этом спорят семейные терапевты. Просто в работе кажется, что ты что-то меняешь в независимости членов рода, и надеешься на повышение индекса. А иногда видишь, что здесь поднялось, а там опустилось в семейной системе, и думаешь, что наверно психиатр прав. 

Но это не обессмысливает усилия каждого отдельного человека.

Проецировать равновесие

Сбалансированные элементы начинают по-другому взаимодействовать между собой, и это безусловно влияет на систему общества в целом. Последняя начинает во многом меняться. Это не быстрый процесс, но очень влияющий на атмосферу. 

Из сбалансированной сети выходит взрослый, который нормально, ни восторженно и ни отрицательно, ни злобно и ни с безумной любовью относится к обществу. Он смотрит, как выстроить свою жизнь, при этом он ни против и ни за. Занимается своей судьбой, работой, детьми. Делает дело. Его отношение к окружению позитивно и дает результат.  В обществе появляется больше воздуха.

Можно составить генограмму России. Родословная — это, кто когда родился, женился, какие потрясения, причем хорошие и плохие испытала система. Надо посмотреть, когда обозначился ресурс, когда тряхнуло и появилась травма.В какой момент общество стало вести себя как травматик. Посттравматический синдром есть и у системы. Великая Отечественная война икается до сих пор. 

Что такое синдром? Все время возникает напряжение, человек ищет ту ситуацию, где получил увечье, для того, чтобы это повторилось, и он сбросил напряжение. «Где бы нарваться, схлестнуться, подраться, чтобы выпустить нарастающее напряжение и наконец выдохнуть».

Юноша никогда не воевал, но ему снятся боевые действия Второй Мировой войны — это движение системы. Мы не были там, но в нас гудит то, что происходило.

Разворачивать информацию

Можно начинать родословную не с себя, а с прапрадеда, идти оттуда? Нет, всегда лучше начинать с себя. Тогда почему историю в школе преподают именно таким путем — с древних времен? Пока мы доберемся от далеких предков до наших дней, мы теряем всякую связь. Может быть реконструировать история от тех поколений, которые мы знаем, а лишь потом углубляться в века?

Советский психолог, А.Н.Леонтьев, отец огромного количества направлений, говорил, что если вы возьмете любой предмет современности и развернете, посмотрите с другой стороны, то получите всю историю человечества. Потому что, например в чашке с чаем, есть и химия, и физика, и путешествия Колумба в дальние страны, и торговые пути между Китаем и Индией с чаем, и производство стекла. В ней есть формообразование, изобретение огня, способы общения людей в разные эпохи. И развитие мелкой моторики, потому что человечеству пришлось пройти большой путь, пока он научился эту чашку держать. 

Когда мы что-то разворачиваем, и учимся этому, развивается мышление. Мы научаемся сворачивать информацию, чтобы сохранить, и разворачивать, чтобы пользоваться. Это очень важная вещь. 

Мозг ребенка в шесть, семь, восемь лет ориентирован на такое разворачивание. Если ребенку предъявлять целостность, а от нее идти к деталям, то он начинает намного лучше усваивать материал. А изучение от частного к общему и установлению причинно-следственных связей в таком возрасте не доступно. 

Педагогическая концепция Д.Б. Эльконина в начальной школе была построена именно на разворачивании. Проводились эксперименты по развитию диалогического общения. Исследование возможно только в диалоге, когда малышу задают вопросы и слушают его ответы. Размыкают целостность для понимания. 

Были великолепные школы, где работали этим методом. Они на уроках разбирали, как появилась математика у Древних Греков. На природоведении разговаривали о Тимирязеве и Сенеке. Они приходили к Ньютону, роняя портфель на пол. Рассуждая об авторучке, говорили что она в другую эпоху выглядела вот так. Смотрите, как она изменилась сейчас. 

Этот способ существует. Но он требует перестройки взаимодействия школы и ученика.

Разобраться в генограмме

Родословная — сага о происхождении. От обезьяны, от Адама и Евы перечисляем предков, и вот наше место. Чувствуем себя маленькими и слабыми, потому что не на передовой линии. Мы — завершение славного прошлого, где полно состоявшихся людей. Захудалый родственник.

Генограмма — позитивный опыт человека. Когда вы начинаете с себя, то чувствуете громаду за плечами. Потому что во мне все это проявляется. И когда оглядываюсь и смотрю, что взял оттуда, понимаю, что я на передовой. Они заинтересованы в том, чтобы здесь был я. Теперь у меня много ответов, что сделать со своей судьбой, если там так много было. А сколько произойдет от меня! Это настоящее чувство принадлежности.

И все-таки составляя генограмму, пытаешься разобраться, где ты сам, а где ты оттуда. Мы находя в себе недостатки и признавая их, не унижаем память предков. Мы не отсекаем их от желаемого наследия, отрекаясь от стереотипа поведения. Разбирая генограмму, человек учится взрослому подходу в жизни человека. Он постепенно научается уважать то, что произошло. 

Несмотря на то, что это не совпадает с его мечтами. Он отказывается от иллюзии, что они могли, но не сделали. Склоняется в поклоне с благодарностью. И тогда он более свободен в своей жизни.

Пока нападаем на старшее поколение, находимся в позиции капризного ребенка, который дергает за ниточки бабушек, дедушек, мам и пап с криком: «Если бы вы вели себя правильно, у меня сложилась бы сегодня жизнь». А в тот момент, когда отступаем и понимаем, что на самом деле происходило, мы начинаем уважать прошлые события. Это дает нам силы жить. Мы начинаем любить жизнь.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *