О воспитании: чувство вины и стыда

Записала выступление психотерапевта так как услышала. Есть очень интересные моменты, которые меня зацепили, а есть то, что вот так прямолинейно не принимаю. Читайте внимательно и пропускайте содержание сквозь призму своих нравственных понятий.

«Говорить отдельно про стыд не буду, потому что есть уникальное трио чувств, которые всегда перекликаются — стыд, страх, вина». 

Мотив для благотворительности

Давайте посмотрим как во взрослой жизни будет выглядеть чувство виновности. Ведь человек, не занимающий самоанализом и рефлексией, не ощущает этих чувств. Он живет и строит церкви, занимается меценатством, жертвует деньги в Африку, без конца кого-то спасает. Но что лежит в основе? Чувство вины. Мотив действия — избавиться от невыносимого груза. Героизм сверху, а в основе низменные чувства. Здесь мотивом является собственная виновность и стремление ее уничтожить.

Как виновность проявляется в семейной жизни

Посмотрите фильм «Лазурный берег». В нем в классическом варианте показаны, как на чувстве вины держатся отношения Джоли и Питта. Мужчина находит себе депрессивную женщину и пытается ее вытащить из этого состояния. То есть выбирает роль спасателя. Но, как нормальный человек, злится, когда рядом с ним лежит «бревно» с полным безразличием к жизни. Его это бесит, он психует, дерется. Бьет все вокруг и орет. Ему хочется поколотить жену и уйти из дома. Он в бешенстве. Это только внешняя сторона, на самом деле мужчина просто нуждается в существовании депрессии в другом человеке, как тренажере сбросить собственную виновность. Если эта женщина вылечится, то брак распадется. Она поэтому становится заложницей, продолжает болеть, чтобы удержать партнера рядом. Очень часто такие вещи строятся на болезни одного члена семьи, а если он выздоравливает, все разваливается.

Как во взрослой жизни проявляется стыд и виновность

Стремительное, быстрое, первичное чувство — это стыд. Когда позор, то наливаешься краской. Виновность же более длительное ощущение. Под ее гнетом можно проживать до самой смерти.

Когда закладываются чувства 

Самая главная потребность — это безопасность. Всеми правдами и неправдами человек стремится удовлетворить эту безопасность, создавая некие границы в своей голове. В каждой социальной группе утверждаются гласные и негласные правила существования. Устно и письменно заключаются договоры о ненарушении границ в семье, в отношении с чужими. Далее каждая субгруппа создает своего Бога, который сохраняет и требует определенных ритуалов. Пропишем эти правила, и опять они будут различаться в деталях: «Разрешается шесть жен. Нужна жертва — голова ягненка. Бог просит от меня, чтобы я стал на колени и совершил определенный ритуал», но при выполнении требований будет чувство безопасности. 

Границы прописывают при помощи «хорошо» и «плохо», «нельзя» и «можно». Но в каждой группе и субкультуре будут свои рамки, и зависят они от того, где, кто и как договорился. У чукчи будет хорошо дать гостю жену для секса и плохо поступить наоборот. У русского хорошо одна жена, а плохо — две. У мусульманина норма — четыре жены, а одна супруга будет показателем бедности, и считается это как плохо. В каждой группе будут свои ценности, границы, которые позволяют ей сохраниться. Вот так рождается «хорошо» и «плохо».

Какие чувства появляются на таких нормах? Это стыд, вина и страх. «Ай-я-яй! Безобразие, как на стыдно», — говорит мама, и поднимает стыд. При помощи поощрения и наказания, кнута и пряника закрепляется условный рефлекс. С самого рождения, если сделал хорошо — получил конфетку, а если плохо — ремнем по попе. Далее, когда входим во взрослую жизнь, нас можно не наказывать, потому что начинается самобичевание. 

Чтобы избавиться от чувства вины и стыда, надо размыть границы убеждений. Рассказать, что такое в твоем понимании хорошо, плохо, совесть, правда, честь, справедливость и зачем вам потребность что-либо оценивать. Приди к пониманию, что сам создаешь свою реальность, и любые ограничения живут исключительно в твоей голове, что никакого «можно» и нельзя» на самом деле и не существует. Это искусственно созданные понятия, которые у каждого народа, у каждой социальной группы и у каждого человека будут свои.

Кто решает, где правда

Сергей Бодров. Кадр из фильма «Брат-2» 

Думаете выражение — «сила в правде, кто прав тот и сильней», — сказал Брат-2 ? Ошибаетесь, это сказал еще А.Невский. 

Но ведь правда тоже у каждого своя. И правду люди очень часто путают с фактом. Например, — в Санкт-Петербурге в Приморском районе в 21.00 были осадки — это факт. Ее путают с умозаключением. У шахида будет правда одна — он поставил себе бомбу и взорвался. Он был искренне убежден. Но к вашей правде это отношение не имеет. У вас разногласие. Сколько людей, столько и правды, и убеждений. 

Идея справедливости тоже сюда же: взвешивание «хорошо» и «плохо». Что она тебе гарантирует, для чего выбираешь? Безопасность, что все будет справедливо и хорошо. Но как только у человека забираешь градацию, смываешь границу, он не знает как жить дальше. 

В правилах закладывается попытка снять с себя ответственность. Пока живу в рамках установленных правил, я с песней иду по проторенной дорожке между «можно» и нельзя». Если границы размываю, то могу выбирать: убить мне моего соседа или нет; украсть мне эти деньги или нет. Выбор стоит за мной, я решаю!

— Подумай, что получает человек, когда у него размывают границы привычных убеждений? 

— Свободу? — и наступает инсайт: «Что можно жить так как хочу? Делать что угодно?». 

— Безусловно, да. Но никто не отменяет причинно-следственные связи: не будешь прыгать с десятого этажа, потому что знаешь, что разобьешься. Сломаешь ноги, позвоночник и умрешь. Не прыгаешь, потому что видишь к чему это все ведет. Но не обязательно находиться вечно под гнетом каких-то измерений.

Откуда растут страхи

Фобии человека также держатся на оценке, попытке все измерить. Например, она боится сойти с ума: 

— Давай погрузимся в безумие.

— Давай, — соглашается и тут же визжит от страха.

— Почему испугалась?

— Но это же безумие.

Испугалась на моменте оценки этого состояния. Да, была стена, да она изменила свой цвет. Но зачем пытаешься оценить, что это плохо, когда она перекрасилась и расплылась? Что какая-то Алиса в стране Чудес, и кругом растут грибы. Посмотри на события как нечто, что происходит, но не измеряй шкалой оценки. Сейчас кого-то где-то убивают — это просто происходит. Попытайся ничего не оценивать. Это ни хорошо и ни плохо, а просто случается.

Почему управлять легко

Когда размываем границы, то уходят чувства стыда, вины и страха. Надо убирать детские убеждения, на которых радостно живет весь мир и ходит под барабан. Почему? Потому, что правила — это регулятор власти, когда людьми можно управлять как куклами, нажимая на соответствующую кнопочку. Страх, стыд, вина. Религия каким образом довлеет?  Также страх, стыд и вина. В государственном управлении, в семье все давят на эти три кнопочки. 

Очень просто управлять людьми, когда эти кнопочки быстро срабатывают. Заплакал — и мать сразу на виновности что-то быстро купила, или стала доброй и хорошей.

— Автомат Калашникова собирать, — «хорошо» или «плохо»?

— Ммм... Смотря для чего. Смотря для кого.

— Вот работают женщины на заводе и своими толстенькими ручками собирают автомат Калашникова, — «хорошо» или «плохо»?

— Смотря для чего. 

— Конечно плохо, когда из него убивают, например в Сирии. Но ведь это единственный завод в городе. Мама не принесет колбасы домой, если не будет работать — собирать автомат.

Где есть справедливость или притча про птичку и червячка 

— Вот вы птичка, съедаете червячка. Это хорошо или плохо? 

— Понятно, что для птички — хорошо, а для червячка — это плохо. Он не пришел домой, его детки ждали. 

— А вы, такая наглая птичка, взяли и съели этого беднягу. Где, за кем и какая тут правда? 

— У жирной пернатой — своя, а червяка — своя, он домой не пришел. Разная правда может быть. 

— Правильно? Справедливость есть она? 

— Нет. 

— Порассуждайте.

Идеи справедливости вообще не существует. Это должен быть тогда такой общий коммунизм. Все родиться должны тогда с одинаковыми глазами, волосами. Вот казалось бы идея спорта. Плавание. У спортсмена очевидно должна быть справедливость. Кто первый приплыл, тот и взял первое место. Но давайте разберем. У одного мальчика размер ноги — 48, а у второго — 38. Один плывет, и ступни у него как ласты на ногах, а второй культяпками подгребает. Правильно? Правильно. Кто первый приплыл? У кого ласты длиннее.

Или вот нация чернокожих. Каждый год они выигрывают чемпионат мира по забегу. Почему? Потому что у этой африканской нации самые огромные легкие в мире. Объем легких, поэтому они и выигрывают эти соревнования. Спорт субъективен. Есть там справедливость? Нет, конечно, потому что эта идея по определению не существует. 

Но человеку очень хочется иметь эту идею. Он ищет точку опоры. «Хорошо, плохо, справедливость, честь, совесть, правда. Это то, на чем я жил, и то, что меня держит. А что будет, если это все растворится. Окажусь в космосе и как-будто повисну. Не знаю, как дальше мне жить». Становится, как маленький ребенок, как-будто потерял что-такое незыблемое, основу существования.

Возвращаемся к птичке. 

— Для вас, пернатая, хорошо, что наелась и насытилась. Но вы, вдруг поняли, что пища была отравлена и сорт не тот. Ведь не каждую рыбу можно есть? Разноцветную рыбу есть нельзя. Можно есть только светлую рыбу. Вы съели отравленного червячка. Вас стало рвать, открылась диарея, понос, тошнота, морозит и тошнит. Полный кошмар. Так все-таки плохо, что съели червячка? Да? 

— Плохо, плохо. 

— Но потом обнаруживаете, что очень сильно похудели. Недавно были толстой птицей, а теперь стали стройной-стройной птичкой. Так значит хорошо, что съели червячка, проблевались, обосрались и стали стройняшкой? Правда?

— Красивая такая стала. Хорошо.

— Так все-таки хорошо или плохо?

И человек в этот момент теряется: «Не знаю. В какой-то момент мне показалось, что это хорошо, а потом показалось, что это было плохо».

— А вообще зачем давать этому оценку?

Мозг нуждается давать такую оценку. На чем держится. На идеи безопасности. Как-будто бы получаю таким образом безопасность. Поэтому размывайте свои границы. Таким образом не будете набирать новую вину и вестись на какую-то обиду. Обижаться на другого человека, который использует это как способ манипуляции. Он пытается вами управлять.

Что не стоит делать с детьми и кто такой перверт

Вот сейчас скажу крамольную для педагогов вещь. Не надо говорить как Маяковский, что такое хорошо и что такое плохо. Все это бред сивой кобылы. Просто это самый примитивный способ воздействовать на ребенка; дать поджопник и сказать, что так плохо, или дать конфетку — это хорошо.

Вот вы хотите вырастить свободную личность, которая мыслит, которая гениально что-то придумывает?  Но чем больше вы будете делать ему ограничений, тем больше будете взращивать в нем перверта. Перверт — это мальчик, который нравится маме. Делает все правильно. Идеальный мальчик, которых не бывает на самом деле. Там растет тень, растут теневые качества. Это чудовище, перверт «будет жрать трупы и ведрами их кишки, сношаться с дохлой кошкой». Не знаю, что еще он придумает. В сексуальном смысле это будет обязательно перверт. Это будет какой-нибудь лицемерный вор, который обкрадывает свои страны. Но это будет с зажатой попой «правильный» мальчик. Это будет судья или член правительства, но это будет «правильный» мальчик с выращенной огромной теневой частью.

Так вот, если вы не хотите, чтобы ребенок был маньяком и первертом, то лучше его в это системе «хорошо, плохо, нельзя, не двигайся» не растить.

Каким образом лучше общаться с ребенком

Показывать ребенку с самого раннего детства причинно- следственную связь. То есть как могут развиваться события, если сделаешь так. 

Например, почему нельзя игрушки из детского садика забирать себе домой. Детям искренне не очень это понятно. Чаще родитель будет тыкать и кричать, что нельзя брать чужие вещи. Почему взрослые делают так. Да потому, что это понятно и очень быстро. «Оп,оп», — и вопрос как-будто решен. После этого малыш не берет эти вещи или, когда ищет новые наказания, берет эти вещи.

А как эффективно поступить в данном случае. Придется-таки потратить на это время. Ну, например, разъяснения могут быть такого рода: «Посмотри, я понимаю, что тебе очень хочется взять эту вещь, она красивая. Мне понятно. Но вот смотри, эта вещь не твоя. Тебе же не нравится, когда у тебя забирают что-либо. Не нравится? Тогда и другому то же не понравится. И тот другой это обязательно заметит рано или поздно. Может не заметить раз, что взял и украл, не заметить — два, не заметить — три. Но однажды тебя поймают. Такое не может длиться вечно. Тебя поймают.  И тогда есть разные варианты событий:

  1. Первый вариант событий — все будут знать, что это ты украла. В следующий раз у кого-то из гостей пропадет допустим тысяча рублей. И все будут думать на тебя. Все. И ты никогда не отмоешься от этого.
  2. Другой вариант. К этому привыкаешь. Тебе хочется брать еще и еще. В очередной момент может получится так, что ты сядешь в тюрьму. Вот набираю в Гугле «тюрьма и зона», и показываю, что в зоне люди сидят годами. Большинство этих людей украли мелочь. Кто-то шапку с кого-то снял, а ему дали семь лет строгого режима. Бутылку водки в магазине украл — сидит.
  3. Дальше. Если ты будешь брать какие-то маленькие вещи, то это будет рассматриваться как психической расстройство — клептомания. И в принципе можно уехать в психиатрическую клинику. Давай посмотрим, как это выглядит».  

Опять набираю в поисковике. Гугл. Психиатрическая клиника. Фотографии. Малыш смотрит. Что я делаю? Показываю развитие событий, что будет, если он будет брать чужие вещи. Грубо говоря воровать. К чему приведет воровство. 

Я не говорю: «Ай-я-яй, этого делать нехорошо». Но согласитесь, что времени на объяснение причинно-следственных связей уходит гораздо больше. Открыть компьютер, начать дискутировать на эту тему. Философствовать. Это требует времени, но вот только тогда до человека доходит. Это касается любых вопросов. Старайтесь не давать оценки: хорошо, плохо, можно, нельзя, а рассказывайте развитие событий.

«Это не значит, что ты должны взять другое, но бери по-крупному, — говорю я малышу, — возьми сразу Диснейленд, завод игрушек, страну, землю какую-нибудь. Возьми много и сделай это так красиво. Найди слабые места у того другого. Состряпай это так, что ты можешь завладеть этой землей, завладеть этим государством, домом Тома и Джерри. Глобально мысли. Что это по мелочи. Сесть в тюрьму из-за какой-то мелочи — фу, неинтересно. А вот как сделать так, чтобы завод по изготовлению игрушек принадлежал тебе. На какие уловки, хитрости можешь пойти, чтобы это то большое было твое». 

Потому что, чем меньше вещь, тем сильнее расплата. Тем больше вони. Даже если в банке возьмите десять тысяч, то будут угрожать коллекторы и днем, и ночью с угрозами, и подожгут дверь в итоге. Но если возьмете двести миллионов, будет полное уважение, называют только по имени и отчеству, раскланиваются и узнают как дела и здоровье. Представляете большую ценность. Там, где меньше вещи, там больше визга.

Как итог

Принцип воспитания детей — рассказывать причинно-следственную связь. Варианты развития событий. А выбор уже за ним, делать это или нет.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *