Как проводить урок чтения

К нам в класс приходят дети с различной подготовкой, и особенно ярко это видим на уроках обучения грамоте. Потому что одна часть детей читает хорошо, а другая знает несколько букв. Тогда возникает ситуация, когда одной группе детей на уроках скучно, а другой — трудно. 

Ошибки преподавания

Это действительно так происходит, если учитель заставляет читать вслух поодиночке. У половины класса возникает самомнение в своем превосходстве, ничем не подпитанное. У других идет дикое снижение самооценки, исчезновение мотивации, теряется интерес к обучению и, как следствие, случается падение дисциплины. 

Конечно, учитель может держать детей в ежовых рукавицах и не позволять им даже пошевелиться. Но в этом случае ученикам будет также скучно и неинтересно с той только разницей, что они боятся шевельнуться и сделать что-то не так. Это не дисциплина. Когда интерес, мотивация, дисциплина отсутствуют, дети считают урок чтения самым противным и ненавистным из всех, которые только есть в начальной школе.

Признаться мне очень тяжело слышать, потому что уроки литературы должны быть одними из самых искрометных, классных, замечательных часов. Школьники должны бегом бежать на чтение. И сегодня мы с вами поговорим как же этого добиться. Вы спросите: «Но подождите, что же делать на уроках чтения, как не читать. Если не заставлять их делать это в классе, то дома они точно к книгам не прикоснутся. Так что получается, что дети так и не научатся читать?»

Задачи учителя

Парадокс, но читать на уроках литературного чтения не самая главная задача. Давайте посмотрим, какие задачи может решить учитель на литературе.

  1. Учить работать с текстом произведения:
  • вычленять главную мысль
  • разбивать на части
  • озаглавливать части
  • работать над языком автора произведения
  • проводить словарную работу
  • выделять особенности жанра
  1.  Развитие умений:
  • рассуждать
  • аргументированно доказывать свою мысль
  • отстаивать свою точку зрение
  • вести диалог
  • вести монолог

Эти навыки еще неоднократно пригодятся нашим детям.

  1. «Актерское мастерство»:
  • работа с артикуляционным аппаратом
  • работа над дикцией
  • работа над средствами выразительности
  • выражать различные чувства подчеркивать мимикой и интонацией
  • расстановка смысловых акцентов
  • делать смысловые ударения
  • наблюдать над паузами
  • работа над ритмикой, скоростью речи

Все это прорабатывается на уроках чтения.

Самая главная задача — это познакомить детей с литературой как особым пластом человеческой культуры, зажечь у них желание читать, читать много и взахлеб. И вот тогда чтение не будет являться самоцелью. Это будет средством для того, чтобы ребенок познавал мир и познавал себя. Тогда урок перестанет быть скучным времяпрепровождением. Это станет одним из самых любимых предметов у ваших детей.

Несколько упражнений в начале занятий

О первом приеме я узнала еще будучи студенткой, который при регулярном повторении в течение нескольких лет дает бесподобное повышение скорости чтения.

Жужжащее чтение

  1. Как его точно и грамотно подавать. 

В течение пяти минут все дети полушепотом читают каждый свою книгу. В классе стоит легкий шум, похожий на жужжание. Отсюда и название приема.

  1. Как и когда его проводить. 

Весь первый класс и половина второго класса на каждом уроке по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, технологии, музыке. Первые пять минут мы уделяли жужжащему чтению. Конечно, это не относится к контрольным и самостоятельным работам. У ребенка на уголке парты лежит книга, которую он принес из дома либо библиотеки. Как только раздается звонок, дети садятся, открывают эту книгу на том месте, где остановились в последний раз. Уверена, что вы все знаете, что пять минут чтения с перерывами дает больший эффект, чем сорок минут подряд.

  1. Как скажется, что от каждого урока отнимаем это время. 

При определенном навыке, при использовании способов фронтального опроса и обратной связи, вы научитесь легко обходиться без этих пяти минут. Применять ли дальше — в конце второго класса, в третьем, в четвертом, зависит от вас. Но на уроках литературы и окружающего чтения такой прием используется постоянно. 

Вы заметите через какое-то время весь класс очень сильно поднимется в технике чтения. Если на родительском собрании вы настроите родителей на домашнее чтение пятиминутками, то проблем со скоростью чтения не возникнет. 

Эти пять минут помогают учителю психологически настроиться на новый урок, оформить записи на доске. Но лучше оказать помощь слабо читающим ученикам. Подойдите к такому ребенку и почитайте с пальчиком: читает взрослый, а школьник следит.

Артикуляционная разминка

Проводится вплоть до пятого класса. Посмотрите по интернету уроки артистов, которые рассказывают как развивать артикуляционный аппарат:

  • как освобождать челюсть
  • как правильно работать над дыханием
  • развивать губы, щеки, язык

Так один из приемов, это упражнение с карандашом. Зажмите карандаш между резцами горизонтально, и четко произнося звуки прочтите две строчки любого стихотворения три-четыре раза. Затем выньте карандаш, расслабьте губы дрожащим фырканьем.

Работа со скороговорками

Прежде всего учимся выговаривать каждый звук самым чистым образом. Оцените на какие конкретные звуки данная скороговорка, затем в медленном темпе, придавая значение каждому вылетающему звуку, хором под дирижирование проговорите скороговорку. И так до сих пор, пока она не освоится идеально. Только после этого можно переходить ко второму пункту.

Вторая часть работы — это скорость. Точно также, работая хором, постепенно наращивайте темп на одном дыхании. Положите руки на плечи, чтобы они не поднимались во время вдоха, вдохните и произнесите скороговорку, пока хватит дыхания. Сначала медленно, затем постепенно ускоряясь. Тренировка артикуляционного аппарата дает чистоту речи и устраняет логопедические проблемы. А чистота звука влечет за собой чистоту письма.

Дети любят третью часть. Это отработка средств выразительности на той же скороговорке. Например, выразить недоверие с расстановкой акцентов на разных словах. Поменяйте интонацию голоса:

  • Произнесите как любопытная сплетница, которая всем объясняет о случае.
  • Побудьте хмурым гномиком, вылезшим из-под какой-то коряги и рассказывающим всем, что он видел в поле.
  • Превратитесь в беззубую старушку или малыша, который только учится говорить.

Подражайте разным голосам хором и поодиночке.

Причем все эти три пункта не делаются одномоментно. Им уделяется два-три урока, потому что артикуляционная разминка вместе со скороговоркой не должна занимать больше пяти-семи минут. В самом сложном случае она занимает до десяти минут, если узнаем что-то новое и знакомимся с каким-то новым понятием.

Стишата

Эти короткие стихи с веселой классной мыслью можно использовать с первоклашками вместо чистоговорок. Возьмите четверостишия прекрасных детских поэтов: Шибаева, Усачева, Успенского, Остера.

А также это может быть и народное творчество.

Мы с детьми отрабатывали выразительность каждый урок, учили по одному такому стишку. Я давала задание рассказать стишок маме и папе.  Родители поражались внезапно открывшемуся актерскому мастерству своих детей. Они понимали, что ребенок не зря ходит в школу, у них росло уважение к учителю. А это еще один плюсик в сторону педагога.

Заучивание таких стихов ведется на слух, хотя текст записан на доске. Дети копируют интонацию взрослого, подражают. Учится стихотворение буквально по строчкам, смотрится, где пауза, что выделить голосом. Но это не теоретически детям объясняется, а именно практически. Они просто копируют. 

Серьезная работа над чтением стихов начнется дальше. Именно тогда с карандашом в руках вы будете обводить слова-акценты, показывать, где голос повысить или понизить, сделать короткую или длинную паузу. Это будет потом. А пока самое главное — регулярная работа от урока к уроку.

Как подавать новое произведение

Для полноценного восприятия авторского текста соблюдайте определенные законы.

Первичное чтение

Оно должно быть из уст учителя или мастера слова в аудиозаписи. Никогда не просите это делать ребенку, пусть блестяще читающему. По возможности избегайте чтения одного произведения в два урока. Если оно достаточно объемное, то откажитесь от жужжащего чтения и артикуляционной разминки. Важно целостное восприятие материала.

Обдумывайте первую подачу текста

Если читает актер, то слушайте вместе с детьми, показывайте пример активного слушания: улыбайтесь, грустите, печальтесь вместе с героями произведения. Дети полностью копируют вас. Если читать будете вы, то, пожалуйста, подготовьтесь. Как бы хорошо вы ни читали, всегда пробегайте глазами текст заранее, чтобы знать:

  • где изменить голос;
  • каким образом кому подражать, чтобы чтение было приближено к идеалу.

А для того чтобы такое случилось, тренируйтесь. Я знаю, что у учителя абсолютно нет свободного времени, но все-таки важно слушать хороших чтецов. Записывайте себя на видео и смотрите, каким образом вы читаете, устраивает ли вас такое чтение, похожи ли вы на профессионального актера.

Вводите в атмосферу произведения

Ребята не знают бытие 19-20 веков. Они не понимают, почему в гимназии одни мальчики. В рассказе Драгунского о Дениске они не представляют коммунальную квартиру. Поэтому можно использовать атрибуты: на урок о Маяковском приходите в красном шарфе, а о Дмитрие Кедрине — поставьте свечи и гитару. 

Разрешите сидеть вольно

Можно лечь на парту и закрыть глаза, чтобы целиком сосредоточиться на произведении. Ничего не должно их отвлекать. Поощряете лежание на диване или на полу, если есть такая возможность в классе. Это будет просто мечтой.

Не задавайте вопросов после первичного прослушивания

На первых порах можно стимулировать вопросами: о чем думалось, какие мысли пришли в голову. Вот здесь дети начинают говорить сами, ваша задача научить их вести диалог, слушать друг друга. Очень часто они уходят в настолько неожиданную плоскость, что и представить себе не мог. Учитель как опытный капитан должен лавировать между ответами учеников и осторожно вести к цели. Обязательно поощряйте доказательность высказываний. «Как рассуждал, что к такому выводу пришел?»

За такую работу никогда не ставьте отметок. Искренность, горящие глаза, живой порыв — неужели это можно оценить. Избегайте оценочных формулировок: правильная или неправильная мысль. Каждый должен иметь право на собственное мнение, иначе дети будут подстраиваться под педагога. Если вы хотите вырастить не болванчиков с кивающей головой, а думающих личностей, то позвольте им рассуждать так, как они именно хотят и высказывать мнение, которое они считают правильным ответом. 

Здесь мы даем детям зачатки философии. Рассуждение о добре и зле, о правде и неправде — это не что иное, как философия. Дайте им возможность поговорить, но не позволяйте уходить от темы.

Дальнейшая работа с текстом зависит от жанра произведения. 

Домашняя работа

Не задавайте домой просто перечитать, пусть поработают над какими-то вопросами. Просите доказать какие-то мысли, обосновать выводы. И тогда хочешь, не хочешь, а ребенок второй раз прочитает это произведение. Разнообразьте домашнюю работу. Это может быть разбиение текста на части, подписи к картинкам. Но делению на части, озаглавливанию, пересказам нужно учить.

Красиво рассказывать стихи

Чтобы ученики справлялись с таким заданием, нужно показать образец. Включайте мастеров слова и вместе с ними хором прочитайте стихи. Смотрите почему он так или иначе сделал паузу. Прежде чем задавать стихотворение наизусть, нужно обязательно его отчитать. Сюда входит прежде всего работа над словарным материалом, все ли понятно. Далее нужна работа над темпом, ритмикой, расстановка карандашом акцентов, пауз, повышение, понижение голоса. И только после этого можно задавать детям учить наизусть. 

Никогда не давайте на заучивание один день, это очень мало. В худшем случае можно в пятницу задать, чтобы в понедельник они рассказывали. Но оптимально давать на заучивание неделю.И каждый день спрашивать: ну что, учите. Расскажите детям приемы заучивания. Лучше всего учить стихотворение пять минут с паузами.

Оценивание

В журнале на отметку за чтение наизусть отводится одна колонка. Но тридцать человек за один урок опросить невозможно, да и не нужно. Начните спрашивать заранее по желанию по два-четыре человека, а через неделю оставшихся детей могут послушать одноклассники в паре или группе. Учите оценивать чтение, высказывать, что было хорошего, а потом давать советы. Причем сравнивать прочтение каждого с его прежними достижениями. Можно поставить две отметки: за текст и артистизм. Когда от урока к уроку мы будем привлекать ребят к выставлению оценок, то они научатся внимательно слушать.

Напутствие

Разнообразьте уроки, привлекайте детей к рассказам о времени, об авторе, учите описывать портреты писателей, ведите дискуссии, рассматривайте иллюстрации. Тогда урок чтения будет действительно максимально эффективным. Забудьте про чтение по цепочке. Пусть ваши занятия будут нескучными, и научат детей любви к литературе.

Поделиться ссылкой:

  1. полезная памятка... очень правильная статья

    1. Я рада, если статья пригодилась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *