Русское народное зазеркалье

Купила детям книжку. С русскими народными сказками. Большая, с яркими, красивыми картинками, со всеми звездными персонажами: Кощей Бессмертный, Иван-Царевич, Красны девицы, Царевны-Королевны, Баба-Яга, Ясен сокол, Змей Горыныч. Рада и довольна, в общем, была. 

Детям так не терпелось приникнуть к исконно русской культуре, посмотреть на Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного... Про Снегурочку, Золушку, зверей всяких, Сивок-Бурок, Аленушек, Иванушек, козлят семерых, Хаврошечек — читали в других книжках. И ждали чего-то подобного от новых побасок. 

Наконец-то, сели читать и с воодушевлением разглядывать картинки. Но по мере процесса чтения, меня начало пронизывать удивление, изумление и какие-то непонятные чувства. Какая-то непривычная сказка оказалась. Хотела уж и не продолжать дальше, но, предчувствуя расстройство детей, — мужественно и с театральными эффектами дочитала до конца.

Героиня Марья Моревна

В общем-то, сказка довольно известная, но как-то мы упустили ее из вида и познакомились с ней только сейчас. Полный текст легко найти в интернете. Для ленивых, не желающих изучать полный вариант, ниже краткий пересказ.

Значит, так, если кратко. У Ивана-Царевича умирают родители. На нем остаются три сестры, которых он поочередно выдает замуж. Потом ему становится скучно, и он идет в поисках неизвестно чего неизвестно куда. Натыкается на побитое войско. Узнает, что уничтожила всю эту рать Марья-Моревна, Прекрасная Королевна.

Встречает ее около чудесных, белых шатров. Царевне-королевне он весьма приглянулся, и она, нисколько не смущаясь, по сравнению со всякими там скромными снегурочками, золушками, — зовет его к себе в шатры ночевать. Ему понравилось у нее и, проведя несколько дней и ночей в шатрах, он решил жениться. 

Поженились, но через несколько лет наскучила Марье-Моревне жизнь семейная, захотела она на войну. И, оставив все хозяйство на Ивана-Царевича, уехала громить вражеские войска. Только в один чуланчик мужу сказала не заглядывать. Он, естественно, заглянул: там увидел цепями прикованными несколько тысяч лет уже Кощея Бессмертного.

Царевич пожалел злодея и дал воды. Кощей набрался сил, порвал цепи и сбежал. Догнал Марью-Моревну, похитил ее и унес в свое царство. Иван-Царевич пустился в погоню, украл Марью-Моревну, пока Кощей отсутствовал. Кощей о сем узнал, догнал их и убил Царевича, Королевну опять к себе увез.

Зятья, Ворон и Сокол, оживили Царевича. Дальше Царевич служил у Бабы-Яги за паршивого жеребенка, который стал богатырским конем. Баба-Яга хотела его убить. Но Царевича спасли звери, которых он пожалел и не съел, когда был очень голоден. 

Дальше еще много подробностей, но в итоге: Баба-Яга погибает с помощью обветшавшего мостика через реку (который таковым сделал Иван взмахом волшебного платочка). Кощея копытом Иванов конь ударяет, и наступает ему конец. Царевич и Королевна уезжают в свое царство, где живут-поживают, добра наживают до конца дней своих.

Любовь и женщины

Прочитала все приключения. Со стула я, конечно, не упала, чего уж там: в жизни вокруг и похлеще бывает, к чему изображать потрясение. Но в сказках подобный сюжет первый раз встречаю. Неоднозначные чувства. Вроде, никаких кровавых или развратных подробностей, все культурно, аккуратно, ярко, красочно, местами фантастически, но не привычно. 

Привыкла, что основной сюжет русских народных сказок про любовь. Что-то типа: прекрасный молодец, он же главный герой, спасает всю такую скромную-скромную, невинную, робкую, юную, беззащитную красную девицу. Потом делает ей предложение и женится. 

А здесь: Марья-Моревна разгромила войско, такой ратоборец в юбке. В шатры ночевать Ивана-Царевича позвала. Потом на войну от наскучившего семейного быта сбежала, бросив хозяйство на мужа. Ивана-Царевича убили, потом воскресили. Кощея Бессмертного, Бабу-Ягу — убили без воскрешения.

Но, обдумав, проанализировав всю эту сказку вдоль и поперек, пришла к выводу, что буду читать ее своим детям. Потому что надоели уже эти скромные-прескромные Аленушки, Снегурочки, Царевны-Несмеяны, Золушки. Начитают девочке в детстве таких скромных сказок, и вырастает она: 

  • глаза в пол, никогда ни на что не жалуется, не отстаивает свои права, потому девочка должна быть тихой, мягкой, женственной, скромной; 
  • ждет, когда же ее кто-нибудь замуж возьмет, тяжело вздыхая и обвиняя судьбу в одиночестве, боится сделать первый шаг; 
  • самостоятельно жить, зарабатывать не умеет. 

У мальчиков от таких сказок формируется определенный стереотип поведения: 

  1. Женщина должна быть такой-то и такой-то, а мужчина, как тот, добрый молодец из сказки, вечно спасать эту невинную, скромную, тихую, постоянно теряющую дар речи, красную девицу. 
  2. Потом женить ее на себе, зарабатывать, тащить на своей шее. И от всех и от всего спасать всю оставшуюся жизнь, потому что ее воспитали быть беззащитной. Не умеет она по-другому и уже не хочет уметь.

А вот такие женщины бывают (тем более, в наше современное время уже часто бывают): смелые, красивые, громят войска, в шатры ночевать зовут — хозяйки судьбы. И ведь в шатры позвала не на одну ночь, а на всю жизнь. Ну, не может она без войны. 

Бывают такие женщины, и ведь не мешало это Ивану-Царевичу любить такую, отправиться в путь спасать, опять же, проявив себя добрым, смелым молодцом не меньше, чем в других сказочных историях. И никто никого не обвинял, и эмансипированная Марья-Моревна на войну шла, не потому, что «все мужики – козлы и воевать не умеют», ведь она не требовала от Ивана-Царевича с ней ехать: «ну, не хочешь – оставайся дома, за хозяйством смотри, меня люби и жди».

 А потому на войну шла, что нравилась она ей, адреналина, острых ощущений не хватало, характер такой: меч не только снаружи, но и внутри и не выдернешь этот меч уже никак.  Призвание, наркотик такой, привычка воевать. Если бы было все просто демонстрацией — мужиков бы пилила, обвиняла, да, и не подпускала бы близко, слабаков таких. А она Царевича-Ивана полюбила и, вроде как, по сценарию прожила с ним всю жизнь. Ну да, ладно, хватит уже оды петь Марье-Моревне.

Убийство и смерть

Перейдем к другому, неоднозначному моменту нашей истории. Кощей Бессмертный убил Ивана-Царевича, посадил его в смоляную бочку и бросил на дно озера. Ясен Сокол и зятья достали бочку, побрызгали Царевича сначала мертвой, чтобы раны затянулись, потом живой водою, чтобы он ожил. И еще две смерти в конце сказки: Бабы-Яги и Кощея Бессмертного, где говорится, что, в одном случае, «приключилась с ней лютая смерть», а в другом — «пришел ему конец».

Во многих русских сказках отрицательных героев часто убивают. Но мы подобные приключения не читали до определенного возраста. Думаю, что убийство даже отрицательных героев, преподнесенное без объяснений и, как само собой разумеющееся действие, откладывает в сознание ребенка неоднозначное отношение к смерти и к убийству вообще. Поэтому, старались обходить стороной подобные сюжеты. 

И вот однажды прочитали. Как-то резко, наверное, для восприятия малыша слышать, что кто-то кого-то убил. Но, разве к тому моменту, когда ребенок начинает понимать, слышать и слушать сказки, он ни разу не слышал слово «убийство» и не понимает о чем речь? 

Да, наши дети, иногда знают то, чего мы сами даже представить не можем! Они много раз слышали что-то кровожадное по телевизору, много раз дрались друг с другом, испытывая при этом злость, обиду и желание причинить вред другому. Это не значит, конечно же, что это хорошо и, что все теперь нужно пускать на самотек. Но изолировать полностью от всего негатива невозможно, нужно научиться самому и научить их справляться с ним. 

Ребята знают и понимают с определенного возраста, что такое смерть, что жизнь не вечна, что кто-то кого-то может убить. Просто не грузятся этим, как взрослые. Потому, что их невинность, их легкость, безгрешность позволяет им относиться к смерти, как к факту, без фатальности, без накручивания эмоций. 

Для некоторых детей, столкнувшихся со смертью, не в сказке или по телевизору, а в жизни, особенно, если это смерть близкого или, если малыш становится свидетелем кровавых разборок, — конечно, это большая травма. И тут мало помогает наивное отношение к смерти, — это шок, огромный стресс для маленького человека.

Но сейчас не об этом. Говорим про смерть в сказке. Убили Ивана-Царевича, одного из главных героев, — ребенок в этот момент переживает искусственно созданное потрясение. Как же дальше сказка без Иван-Царевича? Кто спасет Марью-Моревну? Малыш погружается в атмосферу эмоционального хаоса.

Но тут Ясен Сокол и зятья спасают Царевича, и вот он снова – жив! Фантастика какая-то. Духовный катарсис прямо. Что ребенок переживает в этот момент? 

  • Во-первых: эмоциональную разрядку за счет неожиданного благополучного разрешения сложной ситуации. Почва для развития образного мышления, воображения, новые сюжеты для фантазирования, для формирования детской психики очень важны. 
  • Во-вторых: нет сгущения туч над фактом смерти, потому что в итоге Иван-Царевич все равно оказывается жив. Его воскрешение лишает факт смерти фатальности, обреченности, негативной замкнутости, в результате, в сознании ребенка не откладывается шокирующего, поражающего отношения к смерти. Смерть Бабы-Яги и Кощея Бессмертного, отрицательных героев, на фоне воскрешения Царевича, воспринимается уже абсолютно стоически, без пессимистических эмоций.
  • И потом: они в каждой сказке появляются заново, значит, тоже воскресают, за кадром. 

Все это облегчает понимание ребенком многих вещей, а фантастические, яркие сюжеты с исконно русскими персонажами, волшебными элементами, наполняют позитивными эмоциями, делают жизнь маленького человека на какое-то время яркой, красочной, что сравнимо с пребыванием на празднике.

Что выбрать

Но, в любом случае, считаю, что не все книги можно читать. Добрые, позитивные, светлые истории просто необходимы. Критерии позитивности, критерии добра и зла у каждого свои. Поэтому, каждый родитель выбирает для своего ребенка то, что он считает нормой, так как сам несет ответственность за воспитание. 

И про Снегурочек, и про Золушек, и другие хорошие, светлые фантазии надо читать. Но и в такой вот непривычной, необычной сказке ничего противоестественного нет. Пусть у мальчика, у девочки с детства не формируется каких-то определенных, четких, ставящих их в ограниченные рамки стереотипов поведения. 

Для этого буду знакомить со всеми сказками, которые, как родитель, посчитаю допустимыми и нужными для их развития. И пусть они с детства знают:

  • что мир не бледный, тусклый, черно-белый, а разноцветный, яркий, неодинаковый; 
  • что любить можно по-разному, разных мужчин и разных женщин, и при этом не обязательно кому-то должно быть плохо, а наоборот — даже хорошо; 
  • что есть смерть, и это просто факт, а не черная дыра с пессимизмом.

Конечно, когда они вырастут, то поймут, что, на самом деле, смерть — это и есть черная дыра с пессимизмом, пустота, перед которой страх и ступор. Что женщины, в большинстве своем, какими бы сильными не притворялись, и как бы отчаянно не хотели стать воинами, все равно остаются женщинами. Слабый пол надо нести, содержать, помогать, временами тащить на себе. А принцы на белых конях и золушки бывают только в выдумках. Но пока я не хочу, чтобы они это знали, и поэтому буду читать им сказки.

Поделиться ссылкой:

  1. мир точно разноцветный... но взрослые этого часто не замечают

  2. Вот здесь и нужны разные по стилю сказки, чтобы уже выросший человек понимал , что есть несколько вариантов сценария, а не только черно-белый

Добавить комментарий для admin Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *