Древняя тайна Снегурочки

Удивительно, но факт: если имя старика Мороза встречается ещё в дохристианских верованиях и обрядах, то имя Снегурочки всплыло только в начале ХХ века.

Впрочем, и Мороза представляли наши предки далеко не сказочным волшебником, раздающим щедрые подарки, скорее, это был жёсткий, если не жестокий властелин зимы, которого боялись и старались задобрить всевозможными дарами. К примеру, стоит вспомнить обычай под Рождество, когда хозяин с угощением выходит за порог и приглашает: «Мороз, Мороз, иди к нам кутью есть!» Пригласив трижды, тут же произносит слова-обереги: «А если не идешь, то не иди и на наше жито, пшеницу и всякую пашницу». Как видим, желанным гостем всесильного Мороза наши предки отнюдь не видели.

«Расскажи, Снегурочка, где была...»

Казалось бы, в противовес жестокому старику должна быть и добрая внучка, но нет. Лишь однажды упоминается девочка Снегурочка в народной сказке, и то в ином происхождении. Якобы слепили себе из снега дед и баба девочку, ожила она и стала дочкой старикам. А на праздник Купала, который особенно любили славяне-язычники, пошла любимица с подружками прыгать через костёр, да и растаяла. Ни слова в сказке не было о том, что малышка является родственницей Дедушки Мороза. 

Откуда же тогда возникла эта версия? Некоторые исследователи называют зимнюю красавицу символом застывших вод, языческой богиней обладающей вечной юностью, о чем свидетельствуют и её наряды: 

  • ослепительно белый цвет, разбавленный голубым – оттенки льда, 
  • на голове – восьмиугольный венец, украшенный жемчугом и серебром, олицетворяющие снежинки.

Кстати, именно такой наряд предпочитает и нынешнее поколение новогодних артисток, ведь традиция есть традиция. Казалось бы, странно: если девчушка считается языческой богиней, почему о ней нет упоминания в древних летописях?

Снегурочка или Кострома

Впрочем, выдвигают специалисты одну любопытную версию, которая объясняет отсутствие имени этой юной богини в древних летописях. Якобы называли эту девушку язычники не Снегурочкой, а Костромой, которая считалась богиней зимы и смерти. Такую версию выдвинули краеведы, когда местные власти попытались выдать свои земли за родину девушки из снега. Ведь у Деда есть своя резиденция, почему бы не быть такой у его внучки? 

Но другие учёные быстренько «разбомбили» эту версию: 

  • во-первых, обряд, связанный с Костромой, «всплыл» только в 19 веке, 
  •  во-вторых, он один в один повторяет церемонию сжигания чучела Зимы, только называли это божество на всех славянских землях Мореной или Мареной. 

Кстати, изначально обряд проводили в день весеннего равноденствия, на языческое празднование Комоедицы, а с принятием христианства перенесли на Масленицу. Со временем соломенное олицетворение Зимы и стали называть Масленицей, хотя, на самом деле, изначально все было совсем не так. Ну, и как окончательный штрих: Морену представляли язычники страшной и злобной, чего нельзя сказать о милой зимней девушке, что считалась символом добра. Так что общего между героинями и вовсе ничего нет.

Снегурочка – внучка или дочка деду Морозу

Ответом на этот непростой запутанный вопрос предлагается две версии. 

Очень малоизвестная, но имеющая право на существование 

Якобы у зимнего Мороза-воеводы и Вьюги-Метелицы в любви родился веселый Сын Снеговик, в отличие от родителей, существо доброе и слабохарактерное, поэтому помощником маме и папе в наведении жёстких порядков по вотчинам не стал. А вот детей развлекать любил, наверное, потому до сих пор обожают детишки лепить снеговиков, всей компанией собирая ему глаза, нос и рот из овощей и всенепременно водружают головной убор. 

Так вот, своей добротой молодой парень Снеговик привлёк внимание богини цветущей Весны-Красны, от этого брака и появилась на свет девочка синеокая с хрустальным голоском Снегурочка, добротой пошла в отца, а красотой – в мать. Поскольку мама-Весна виделась с родней нечасто, всего лишь раз в год, то пристроили малышку дедушке с бабушкой, они за девочкой всю зиму приглядывают, а с наступлением тепла забирают с собой на Север. Чтобы красавица не скучала, нашли ей занятие: сопровождать дедушку и вместе с ним раздавать подарки детишкам.

Более распространенная и известная версия 

Якобы Снегурочка не внучка, а дочка Деда, просто произошла ошибка, которую допустили исследователи уже в начале прошлого столетия. Впрочем, обо всем по порядку. Когда известный писатель Александр Афанасьев в 1867 году работал над книгой «Поэтические воззрения славян на природу», то упомянул известную сказку о растаявшей девочке из снега и льда, подчеркнув этим языческие верования в извечную победу Сил Света – то есть, Солнца, над порождением Сил Холода.

Вдохновившись образом красивой, слепленной из снега, девочки, через пять лет после выхода этого труда, не менее известный в те времена писатель Александр Островский написал пьесу «Снегурочка», где изобразил красивую, светловолосую девушку именно дочкой тех самых известных ранее роковой Весны-Красны и неувядающего Деда Мороза! 

Именно Островский придумал и её наряд: бело-голубой полушубок с шапочкой и рукавицами. Пьеса особого интереса у читателей не вызвала, и так бы канул в Лету образ прекрасной девицы, если бы не композитор Николай Римский-Корсаков. Спустя несколько лет, уже в 1882 году, он написал по пьесе оперу «Снегурочка», которая уже имела грандиозный успех у публики. 

Снежная красавица стала очень популярной, многие девочки из богатых семей, готовясь к рождественскому карнавалу, просили сшить именно такой наряд, да и купцы не оплошали. Фигурки ледяной барышни изготовляли и в виде игрушек для ёлки, и в рождественских сладостях. Но Дед Мороз и Снегурочка тогда существовали сами по себе, впрочем, и первый не был главным героем зимних праздников. Впрочем, это уже отдельная история.

Старая сказка на новый лад

Хотя мы говорим не о бородатом главном герое новогодних утренников, а о его внучке, все-таки нельзя не упомянуть о нем этой истории. До революции никакого щедрого гостя из снежной резиденции не было, как и праздника Нового года, отмечали только Рождество, а подарки детишкам раздавал так называемый Рождественский дед. Впрочем, это только в богатых и обеспеченных семьях, малыши из бедняков получали сладости от святого Николая, и не 7 января, а 19 декабря, на день Чудотворца.

После революции акценты сместились, персонажи лучшего когда-то торжества стали одними из героев карикатур в газетах первой волны атеизма, запретили даже зеленые пушистые колючие деревца, как атрибут религиозного праздника. Впрочем, хватило этих стараний ненадолго, уже в 1935 году елочку решили вернуть людям, но с некоторыми поправками в сценарии. 

Секретарь ЦК Павел Постышев обратился к Сталину с предложением возвратить советским детям новогодний праздник, ведь у малышей в капиталистических странах он имеется. Такой аргумент подействовал, и уже в декабре того же года в газете «Правда» появилась статья, в которой очень сильно рекомендовали прекратить гонения на ёлку. Но вернуть этот атрибут праздника было недостаточно, требовались и новые герои зимней сказки, которые затмили бы Рождественского Деда. Идеологи поразмыслили и выдвинули предложение: Рождественского Николая заменяет Дед Мороз, а чтобы никто не ассоциировал его с зимним волшебником буржуазного времени, его должна сопровождать внучка Снегурочка. И вот тут-то и кроется ошибка идеологов.

Отыскав, подходящий персонаж в пьесе Островского, они обратили внимание лишь на то, что и Весна-Красна, и Снегурка называют Мороза дедом. Ведь до революции, так называемые, неравные браки были обычным делом, считалось, что муж должен быть ощутимо старше жены, да и внешне различие имелось слишком большим: красавица-Весна и жесткий старик с огромной бородой и пышными усами. А раз дед, значит, дева в шубке и длинной косой ему внучка. 

Предложенный идеологами вариант пришелся по душе властям, в детали никто не вдавался, и уже в тридцать седьмом году прошедшего столетия, на первой публичной новогодней ёлке Московского Дома Союзов, советских детей встречали Дедушка Мороз со Снегурочкой. Наряд для героини скопировали из сказки Островского, таким он, кстати, и остаётся по сей день. С некоторыми вариациями, иногда меховую шапочку заменяет венец.

Литераторы того времени, разумеется, заметили ошибку идеологов, но вмешиваться с поправками относительно родства главных героев, конечно же, желающих не нашлось. С тех пор и повелось: седой старец в валенках, красной шубе и посохом путешествует по утренникам со своей внучкой и никого этот факт не удивляет. А если даже удивляет, то, как говорится, на то и сказка, чтобы оставалось место для тайны.

Лучшая помощница

После 1937 года Снегурочка и Дед Мороз очень быстро стали главными персонажами утренников, книг и новогодних открыток, про них снимали как фильмы, так и мультфильмы, которые до сих пор любят смотреть дети. А известная кинолента «Новогодние приключения Маши и Вити» даже сделали эту прелестницу главной героиней, и все детишки Советского союза отчаянно завидовали киношным школьникам, которым выпала честь спасать бедняжку. 

Был даже мультфильм «Партизанская Снегурочка»: о девочке, которая увела партизан от фашистской облавы под Новый год. Таким образом, внучка постепенно из молчаливого сопровождения легендарного деда перешла в ранг незаменимой помощницы и равноправного участника праздника.

Уже в середине ХХ века на популярных в то время новогодних вечерах для взрослых приветствия писали и для Деда Мороза, и для Снегурки. Это времена с улыбкой вспоминают актрисы, которым выпадала эта роль. Их встречали не менее бурными аплодисментами, чем Мороза в шубе, приглашали за стол, делились пожеланиями. На многочисленных утренниках в школах на роль ледяной куколки выбирали самую изящную и красивую девочку, разумеется, из отличников и активисток. 

Именно благодаря сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской Богини, появились такие персонажи, как Снежинки – свита известной внучки. Ведь нужно было дать – как минимум – второстепенные роли другим девочкам, которые проявили себя в течение учебного года. А, кроме того, родителям малышей не нужно было ломать голову над новогодним костюмом для дочек, если помните, в советских детских садиках все девочки наряжались в костюмы «снежинок», а мальчики – «зайчиков».

Вместе с главным волшебником зимы белоснежная девица и сегодня раздаёт подарки малышам и развлекает их возле ёлки, кстати, уже в новом тысячелетии ей активно составляют компанию многочисленные герои мультфильмов и символы года, избранные по китайскому календарю.

Проводятся даже парады Дедов Морозов и конкурсы Снегурочек, которые пользуются большой популярностью и среди детей, и среди взрослых. Эту пару не смогли потеснить со сцены новогодних праздников даже яркие персонажи современного века: Санта Клаус и Святой Николай. Хотя, кстати, долгожданные подарки от того и другого гостя дети тоже принимают охотно, но это тема уже совсем другой истории.

Должна ли сохраняться тайна

Конечно, многие годы происхождение Снегурочки было покрыто тайной и даже придавало своеобразное очарование зимней сказке. Поэтому наше маленькое расследование вовсе не ставило целью сорвать этот таинственный покров, ведь, как известно, именно под Новый год, волшебство приобретает особую силу. А если так, почему бы Деду Морозу не иметь внучку, которая появилась на свет без участия родителей? 

Но, как говорится, всегда интересно разузнать секрет самой главной пары Нового года. А уж открывать его детишкам или нет, и какой из предложенных вариантов происхождения сказочной девочки выбрать – решать вам, родители. Можете придумать свой, так даже интереснее. Главное – чтобы у ваших детей сохранилась вера в сказку, ведь именно она помогает верить и в победу добра над злом. Даже, когда ваши малыши станут взрослыми.

Поделиться ссылкой:

  1. Пусть останется внучкой — помощницей. Мне этот вариант по душе

    1. Согласна, Лена, с вами. Образ внучки-Снегурочки нам привычнейno

Добавить комментарий для admin Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *